Youtube RSS Reset

Проблемы реализации требований Федерального закона №16-ФЗ на Российских автовокзалах и пути их решения

1-f01208e83cСтатья из отраслевого журнала партнерства «Российские Автобусные Линии. Проблемы и перспективы развития» с темой номера, посвященной состоявшейся V Всероссийской конференции «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму – 2016».

Автор статьи: Лобан Б.О. Президент Некоммерческого партнерства «Единая Транспортная Система «Автобусные линии страны»

Реализация требований транспортной безопасности является обязательным для любого субъекта транспортной инфраструктуры, так как это необходимо для исполнения законодательства Российской Федерации.

Статья 3 Федерального закона № 16-ФЗ определяет, что основными принципами обеспечения транспортной безопасности являются: соблюдение баланса интересов личности, общества и государства, их взаимная ответственность. А на практике вся ответственность и полный объем финансирования ложится на предприятие. На протяжении десятилетий в тариф междугородного автобусного билета был заложен процент услуг автовокзала (в среднем до 15%), который обеспечивал стабильную работу объекта и предоставление пассажирам и перевозчикам необходимого перечня услуг. Билеты продавались только в кассах автовокзала, и заложенная в них дельта полностью покрывала все затраты объекта и на содержание здания и территории, и на зарплаты с премиями, и на развитие, и на плановую прибыль и так далее. При расчете указанного процента, как это было много лет назад, невозможно было учесть появление новых и существенных затрат на транспортную безопасность. А также нельзя было учесть появление нелегальных перевозчиков. Сегодня автовокзалы и автостанции – это не просто билетные кассы и посадочные перроны, а огромные комплексы, сложнейшие объекты транспортной инфраструктуры, на содержание которых направляются большие денежные средства. Существует целый комплекс проблем, мешающий автовокзалам реализовать все требования транспортной безопасности, но основных из них три:

1-я проблема
– нехватка финансовых средств у автовокзала на своевременную и полноценную реализацию всех требований транспортной безопасности. Это в большей степени относится к региональным объединениям автовокзалов и автостанций, где прибыльными являются только один-два автовокзала в региональном центре, а все остальные объекты по своей сути убыточны и выживают только за счет перераспределения доходов. Но эти убыточные объекты необходимы, так как обеспечивают транспортными услугами жителей малочисленных и отдаленных сельских территорий.

2-я проблема
– псевдозаказные перевозки, дублирующие регулярные рейсы с автовокзала. Это существующая два десятилетия проблема, которая уводит в сторону существенную часть пассажиропотока и соответственно часть потенциального денежного дохода автовокзала, усугубляя финансовые издержки последнего.

3-я проблема
– внесение новых изменений в действующее законодательство, регламентирующих рынок междугородных перевозок. Это вполне необходимые инновации, востребованные рынком и реализованные за рубежом, но все они в том или ином объеме снижают доходы автовокзала. Речь идет о развитии интернет-продаж билетов, новых технологий взаимоотношений автовокзала и перевозчика и так далее, но при этом не учитывается наличие рынка псевдо-заказных перевозок и эксплуатационный износ зданий и сооружений автовокзалов и автостанций, в большинстве своем построенных в середине прошлого века, и многое другое. Не учитываются факторы, существенно снижающие доходы автовокзала, что может привести в перспективе к ликвидации объекта транспортной инфраструктуры по экономическим показателям. По проблеме псевдозаказных перевозок на прошлой конференции по транспортной безопасности в сентябре 2015 года к поднятым нами вопросам подключилась Генеральная прокуратура. И весьма активно. Нашим партнерством была проделана огромная работа. Было много встреч, сбор данных с региональных автовокзалов о нелегалах, масса фотоматериалов и так далее. Результата хватило на полгода. Потом все нелегалы потихоньку вернулись на свои места. Я еще раз хочу подчеркнуть, что решить проблему можно только регулярными последовательными действиями в длительные периоды времени и с участием всех надзорных органов и обязательно с волевой личной позицией местного руководителя – губернатора или мэра. Без этого невозможно ликвидировать нелегальный рынок автобусных перевозок. По проблеме нехватки средств автовокзала на реализацию всех требований по транспортной безопасности скажу следующее: при существующей ситуации с собственностью объектов и существующему отношению к собственникам и управленцам этих объектов эту проблему не решить. Автовокзал государственной формы собственности дотаций из регионального бюджета не получит и будет урезать другие статьи расходов в ущерб развитию, но и проверками его сильно не измучают. То есть все до первого чрезвычайного(не дай Бог!) происшествия на объекте. Автовокзал частной формы собственности найдет откуда привлечь заемные средства, чтобы реализовать все мероприятия во избежание репрессий со стороны надзорных органов, но это все в ущерб также собственному развитию и решению социальных вопросов своего персонала. Я понимаю, что в любом регионе достаточно других проблем и без автовокзала, но людям, пассажирам, когда они пользуются не до конца защищенной услугой и, заметьте, об этом не подозревают, это не объяснить. Внимание местной власти к междугородным перевозкам и автовокзалам, и в первую очередь в виде помощи в создании реальной транспортной безопасности, должно быть постоянными неослабевающим. Теперь о решении третьей проблемы. Изменения в законодательстве в конкретной отрасли должны делаться комплексно. Ужесточаются требования по транспортной безопасности, вносите изменения, которые защитят доходы автовокзалов, обеспечат автотранспортные предприятия здоровой конкуренцией, а не пиратством со стороны нелегалов. Поддерживайте системы продажи билетов, помогайте рынку, дайте рынку гарантию стабильности на пять лет, и операторы сами привлекут средства, в том числе и на транспортную безопасность. И еще один момент, который я хочу отметить. Когда приводятся результаты по Москве и Санкт-Петербургу в деле наведения порядка и ликвидации нелегальных перевозчиков, то как-то все забывают, что автовокзалами в этих регионах управляют ГУПы, которые получают дотации из городского бюджета, а подразделения, управляющие объектами, получают финансирование из общего бюджета единого предприятия. Они могут себе позволить потерю части финансовых средств на различные мероприятия и не лишаются стабильного финансирования. Теперь о защищенности автовокзалов и межсубъектных автобусов от актов незаконного вмешательства. Пока существует рынок псевдозаказных перевозок, эта защищенность весьма условная. Есть множество межсубъектных рейсов, в которых пункт отправки весьма условен, хотя и обозначен как автостанция, а пункт прибытия – реальный автовокзал. В процессе осуществления рейса водитель никогда не побрезгует подсадить пассажира с обочины. Поверьте, не является особой проблемой бесконтрольно загрузить непроверенный багаж в автобус в пункте отправления и беспрепятственно въехать на автовокзал в пункте прибытия и совершить акт незаконного вмешательства. Подводя итог всему вышесказанному, хочу выделить следующее: Все вышеперечисленные проблемы и целый ряд более мелких проблем серьезно затрудняют процесс реализации требований транспортной безопасности на Российских автовокзалах. Если мы хотим получить результат не на бумаге, а в виде реально защищенных автовокзалов и безопасных междугородных автобусных перевозок, то этот вопрос необходимо решать комплексно. Государство должно помочь автовокзалам решить их основные существующие проблемы не за их счет и ограничить надзорные органы в деле наложения штрафов на автовокзал за неисполнение того или иного предписания.

Ссылка на статью» www.securitymedia.ru/news_one_5032.html